Покаяние – спасительный мост для возвращающихся к Богу

Материал ПокаяниеСвятые отцы называют покаяние новым крещением. Это спасительный мост для возвращающихся к Богу. Как возвести его, перейти с пользой – об этом разговор с епископом Тихорецким и Кореновским Стефаном.

Истинное покаяние всегда предполагает решимость вступить в борьбу с собственными слабостями и страстями. Тогда неизбежны изменения к лучшему, встреча с милующей благодатью, которая и поддержит, и очистит, и освятит. «О покаяние! – писал святитель Иоанн Златоуст. – Ты превышаешь силы ангельские, с дерзновением даруешь жизнь тем, которые обладают тобой». Святые отцы называют покаяние новым крещением. Если крещение примиряет человека с Богом, то покаяние освобождает от личных прегрешений. Это спасительный мост для возвращающихся к Богу. Как возвести его, перейти с наилучшей пользой – об этом наш разговор с епископом Тихорецким и Кореновским Стефаном.

Особое обращение

– Владыка, в чем смысл покаяния?

– Покаяние – это смиренное обращение к Богу с просьбой о помиловании, об исцелении души от грехов, это решимость обратиться от греха к праведной жизни и желание безукоризненной жизни с Богом. Покаяние неразрывно связано с молитвой, в которой мы ходатайствуем к Богу уврачевать душу от незаживающих ран. Почему это необходимо? Потому что избавиться от какой-либо греховной страсти без Бога человеку невозможно. Наши страсти врачуются только благодаря всеосвящающей благодати Святого Духа.

– В чем отличие покаяния от исповеди?

– Покаяние – это уникальный процесс взаимодействия Бога и души человеческой, который совершается по особым духовным законам и непреложному Божественному обещанию: «приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6, 37). Исповедь же – это богослужебное чинопоследование, в котором раскаявшийся человек получает прощение грехов.

– Опытные духовники говорят, что исповедоваться нужно учиться как наиважнейшему делу. Как же подготовиться к исповеди должным образом, о чем стоит помнить в первую очередь?

– Помнить нужно о своих грехах, о своих поступках. Для того чтобы учиться исповеди, хорошо использовать литературу, например пособие «В помощь кающимся», составленное по творениям святителя Игнатия Брянчанинова, в котором упоминаются наиболее распространенные грехи. Святитель предваряет упоминание о грехах аскетической проповедью, которая обращает внимание человека на его со стояние «заблудшести», отпадения от Бога и убеждает в том, что покаяние есть возвращение ко Господу. Причем необходимо это не Богу, а в первую очередь самому человеку. Подобные книги дают возможность каждому разобраться в себе, учат внимательной жизни.

Сам чин исповеди – это школа. Поначалу человек не знает даже, что сказать, потом замечает в себе грубочувственные грехи: блуд, пьянство, обжорство, сквернословие, сплетничество, осуждение и прочие. Когда же становится более воцерковленным (что-то почитал, узнал сам, от кого-то услышал, священник что-то подсказал), то уже более сознательно подходит и к исповеди. Начинает более серьезно изучать эту проблематику и, конечно, ведет более внимательную жизнь. Обращает внимание не только на поступки, но и на помыслы, которые толкают к ним. А борьба начинается с помыслов. Но это уже серьезная работа – духовная жизнь, она связана и с молитвой, и с постоянной жизнью по Евангелию.

– В буквальном смысле греческое слово «метанойя», переведенное у нас как «покаяние», означает «перемена ума». Бывает, человек годами ходит на исповедь, а жизнь его не меняется…

– Здесь вообще неправильный подход к покаянию. Что происходит с человеком, когда он решает принять христианство? Он признает, что вся прежняя его жизнь без Бога была пустой и бессмысленной, без перспективы вечной жизни. Обращаясь ко Христу, он совершает радикальную перемену от мира, страстной греховной жизни – к Богу. Если человек сознательно стал христианином, он уже переменил свой ум. Вот тогда начинается другой путь. Это и есть та перемена, о которой говорит Бог в Евангелии.

– Есть люди, которые думают: «Я никого не убил, не ограбил, ничего такого не совершил. Зачем и в чем мне исповедоваться?». Что можно сказать таким людям?

– Правильно, не надо им исповедоваться. Если они не чувствуют потребности, им рано исповедоваться. Сначала нужно просто прийти к священнику и выяснить для себя, что такое христианство. Если человек чувствует себя безгрешным, ему стоит поговорить со священником, что такое грех, как он проявляется в человеческой природе, и только тогда сделать вывод о своем духовном состоянии. То есть нужно задавать вопросы и искать на них ответы. Православному христианину эти ответы стоит поискать в святоотеческом предании, у людей, достигших определенной чистоты сердца, имеющих опыт борьбы с грехами и видения своей греховности. Святые, кстати, всегда исповедовали себя грешниками, хотя по жизни были праведными людьми.

– Кто-то из великих сказал, что если бы мы сразу увидели все свои грехи, то сошли бы с ума. Может быть, поэтому каждый приходит к осознанию собственной греховности постепенно?

– По словам святого апостола Иоанна Богослова, ближайшего ученика Господа нашего Иисуса Христа: «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин. 1, 8). Свят только Бог, а все остальные – не без греха.

Грех проявляется как нарушение нравственных норм. Это особое болезненное состояние. Генетическая болезнь, влекущая нас к деланию зла. Первородный грех проявляется в нашей болезненности, смертности и тленности. А родовые грехи проявляются в наследственных болезнях и определенных грехах. Например, у одних родовая расположенность к еде, у других – к пьянству, у третьих – к блуду и т.д. У некоторых – все вместе. Бесхитростный человек при всем обилии этих грехов не может их утаить – все они видны окружающим. Но у тех, кто похитрее, это заметно меньше при той же степени греховного повреждения, так как они умело это скрывают. «…Все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3, 23).

Чтобы делать добро, нужен навык, ему должны учить в школе, в семье, в Церкви. Безгрешных людей нет. Есть люди, которые сознательно борются со своими недостатками или умело скрывают их.

– Но ведь можно раскаяться «в душе». Зачем при этом должен присутствовать священник?

– Потому что священник получил на это особую благодать Духа Святого через рукоположение. Христос, посылая учеников на проповедь, дал им благодать Духа Святого со словами: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 23). Священник говорит: «Господь и Бог наш Иисус Христос благодатью и щедротами Своего человеколюбия да простит тебе, чадо, все твои согрешения…». Тем самым он свидетельствует, что Сам Христос при его свидетельском присутствии, в силу преемственного дара от апостолов к ныне здравствующим священнослужителям, разрешает кающегося от грехов. Вне Церкви получить это разрешение не получится.

Прилепиться душой

– А как выбрать храм или батюшку, к которому прийти на исповедь?

– Я вообще рекомендую не выбирать ни храм, ни батюшку. Прийти в ближайший храм и прилепиться туда душой. Избрать для себя батюшку, которого туда назначил епископ, и решить: вот мой духовник. Указом архиерея он должен духовно окормлять вверенную ему паству, вести этих людей ко спасению. Поэтому не священнический ум, не обаяние или красноречие должны располагать или не располагать верующего человека исповедоваться, а именно вера, что священник здесь по воле Божией и я должен принять его своим духовником. По уверению святых отцов, самому себе в вопросах религиозной жизни доверять нельзя, потому что легко впасть в прелесть, в состояние духовного заблуждения. Лишь человек, который видит тебя со стороны, может подсказать: ты заблудился, будь осторожен. Или, наоборот, скажет: как замечательно, ты обратился ко Христу, смотри, как разительно переменилась твоя жизнь! И твои поступки свидетельствуют, что перемена произошла. Наилучшим другом в этих вопросах религиозного воспитания человека является духовник. Он обязательно подскажет, как стоит поступить в вопросах духовной жизни.

– Владыка, скажите, как человеку, впервые пришедшему на исповедь в сознательном возрасте, перебороть страх и рассказать священнику о самых сокровенных грехах?

– Об этом нужно молиться Богу, чтобы Господь дал возможность осмыслить свои грехи, понять, что скверна эта настолько пагубна и вредна, так отравляет душу, что ее ни в коем случае нельзя хранить как сокровище. Нужно сделать все, чтобы очистить и освятить свою душу, дабы мы всецело стали храмом Духа Святого. Вот это осмысление дается благодатью Духа Святого. Поэтому надо просить Бога: «Господи, просвети мои очи мысленные, чтобы увидеть свои грехи и искренне раскаяться в них».

Прихожане, которые ведут серьезную духовную жизнь, не боятся исповедовать свои грехи. Потому что знают: ничто нас не спасет без глубокого осознания, что грех – это плохо. Главное – чтобы у человека появилась ненависть ко греху. Получится ли сразу исцелиться от того или иного греха, зависит от разной степени повреждения, как и в телесных болезнях. Например, святой Марии Египетской потребовались годы для того, чтобы избавиться от грехов.

– Бывает, человек годами ходит на исповедь и кается в одних и тех же грехах. Есть ли смысл в такой исповеди?

– Конечно, есть. Святитель Игнатий Брянчанинов говорит: «Предавай своих «друзей», и они оставят тебя». «Друзьями» в этом случае являются демоны. Перед кем мы предаем этих «друзей»? Перед Господом нашим Иисусом Христом. Тогда они рано или поздно убегут от нас. Нужно регулярно исповедоваться в тех грехах, которые повторяются. Почему они повторяются? Потому что стали навыком души, возможно, это врожденные страсти, переданные родителями, и нужно время и упорство человека для получения свободы от греха. Бог видит, что у кающегося нет сил побороть их. Но человек должен продолжать изобличать эти грехи.

– В чинопоследовании исповеди духовник спрашивает пришедшего каяться: «Как ты веруешь?». Предполагается, что исповедующийся должен произнести Символ веры. Для чего это нужно?

– Исповедание веры – важный момент для каждого верующего. Зачем мы произносим на исповеди Символ веры? Чтобы кающийся, во-первых, исповедовал свою веру и сознательно шел на исповедь. Чтобы обозначить, не еретик ли он. Ведь в любом церковном таинстве может участвовать лишь тот, кто принадлежит Святой Церкви. И потом, мы все-таки уповаем на то, что Христос через покаяние, через исповедь спасет нас. Святой апостол Павел говорит: «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное… поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5, 19-21).

– Есть пословица «Не согрешишь – не покаешься. Не покаешься – не спасешься». Таким образом, народное творчество предполагает, что надо грешить, дабы потом было что сказать на исповеди? Допустим ли такой сознательно совершаемый грех?

– Сознательно грехи совершать нельзя, ведь сознательное противление истине есть хула на Духа Святого. Когда мы сознательно совершаем тяжкий или даже самый обычный грех, то сознательно нарушаем единство со Христом. Желательно забыть эту пословицу, потому что она придумана людьми злонамеренными, и стараться не грешить. А уж если согрешил, нужно тут же каяться, идти на исповедь и исповедовать свой грех, воссоединяться с Церковью и продолжать свой христианский подвиг.

Те грехи, которые мы совершили когда-то и уже в них раскаялись, вспоминать не нужно. Если только они не продолжают жить в нас. Так, у одной старицы была очень бурная молодость, на старости лет она спросила митрополита Сурожского Антония: «Простит ли меня Бог?». На что Владыка ответил: «Приходит ли на память та бурная жизнь? Будь возможность вернуть молодые годы и силы, распорядились бы вы ими так же? Если да, то грех еще живет в душе. А если есть убежденность, что никогда не совершили бы подобного, – значит, уже исцелились от греха. И за него уже можно не волноваться».

О спасительно покаянном настроении

– Вопрос о внешних проявлениях исповеди. Некоторые люди во время исповеди плачут. И батюшка показывает: вот, человек в спасительно-покаянном настроении. Может ли исповедь не сопровождаться такими внешними проявлениями?

– Конечно, может. Однако покаяние все же должно быть связано со слезами, пусть не в буквальном смысле. Это символизирует, что ты огорчен настолько, что не достает сил сдержаться. Но мы все разные, со своими эмоциями, не все могут плакать. Можно рыдать, а покаяния не иметь. Может также быть такое душевное состояние или расстройство, когда человек плачет под впечатлением, совершенно не имеющим отношения к духовным переживаниям. Или стенать из жалости к самому себе. Плач о грехах – это духовное делание. Внешне оно не всегда свидетельствуется. Человек может рыдать в душе и просить у Бога милости и спасения.

– Говоря о своих грехах, человек имеет соблазн описать ситуацию, в которой он пал жертвой ближних или обстоятельств. Допустимо ли ссылаться на обстоятельства, которые тебя привели к согрешению?

– Не стоит. Нужно стараться на исповеди кратко называть грехи, которые есть. Не надо рассказывать в подробностях, где и с кем ты согрешил. Лишь признаться: были такие-то грехи, в чем я искренно каюсь и надеюсь на милость Божию. Если священник за эти грехи даст епитимью (церковное правило к исправлению), должно со смирением, как лекарство, ее принять. Не нужно никого обвинять при этом. Если я совершил это, значит, грех во мне живет – гордыня, тщеславие, себялюбие, самомнение, похоть и прочее.

– Некоторые священники помогают прихожанам вопросами на исповеди. Где область допустимого в этих вопросах?

– Если прихожанин будет знать, что на исповеди нужно лишь называть свои грехи и каяться, тогда проблем вообще не будет. Священнику не нужно будет делать несвойственную ему работу и вторгаться в чужое личное пространство. Вообще, конечно, вмешательство в личную жизнь человека не приветствовалось никогда и никем. Священнику в беседе с человеком нужно просто приводить евангельские слова, можно процитировать слова преподобных и праведных отцов, прославленных Церковью в лике святых. Однако ни в коем случае не надо рассказывать, как человеку поступать. Порой приходят люди с просьбами: подскажите, батюшка… Что батюшка может подсказать? Он может дать совет касательно духовной жизни, а подсказывать: сделай так или иначе – не стоит. Батюшка – не оракул.

– А если сам священник навязывает такие решения, что делать?

– В этом случае разумно сменить духовника.

– Когда налагается епитимья и какой она может быть?

– Если у человека повторяется один и тот же грех, необходима епитимья, но она должна быть разумной. Может случиться так: священник налагает епитимью, а для человека получаются неудобоносимые бремена. У кого-то из православных подвижников благочестия есть такая подсказка: если ты накладываешь епитимью, неси ее тоже. Не говори об этом человеку, но вместе с ним молись, совершай те же молитвы, что и ему поручил. И священник за тебя молится, и ты должен совершать молитвенное правило. Обычно епитимья – это молитвенное правило.

– Некоторые епитимью воспринимают как наказание.

– Это, конечно, не так. В Церкви нет наказаний. Человек наказывает себя сам, совершая грех, ведь следствием греха является страдание. Епитимья – это лекарство.

– С каким чувством кающийся должен уходить после исповеди?

– Чувства присущи людям эмоциональным и впечатлительным, которые читают художественную литературу, вместе с героями страдают или радуются. Это состояние душевное. Один из подвижников благочестия заметил, что душевный человек подобен безумцу, неадекватен в духовной жизни. Человек же, который живет духовной жизнью, жизнью молитвы, постоянного внимания к своим поступкам, словам и даже помыслам, выйдет после исповеди, как из бани. Как в баню человек приходит грязным, а оттуда выходит чистеньким и благоуханным, так же должен он уходить и с исповеди. По словам праведного Иоанна Кронштадтского: «Покаяние рождает ощущение какой-то внутренней радости». Это не истерическая радость, не безумный смех, не желание сразу побежать в пивную, напиться с друзьями: «Как хорошо! Мне прощены грехи!». Это тихое состояние, располагающее к молитве, к духовному размышлению. Поэтому, я думаю, всякий человек, искренне кающийся и бесхитростно исповедующийся, уйдет с исповеди утешенным.

– Спасибо, Владыка, за содержательную беседу.

Беседовала Анна Малиновская.

Источник: «Журнал Тихорецкой епархии». № 3, зима 2016 год.

Комментарии закрыты.