Человек, личность, свобода в свете христианской культуры

Материал Чтения1Сообщение протоиерея Алексея Уминского на вторых епархиальных Сретенских чтениях «Традиция и инновации: культура, общество, личность».

 

 

Оглядываясь на прошедшее столетие, мы понимаем, что мир сильно изменился и продолжает катастрофически меняться. Причина тому – колоссальные войны и революции, в том числе культурные, информационные, сексуальные. Но самая главная и разрушительная причина – это революция общественного сознания, затронувшая все человечество. Рушится система ценностей, и больше всего теряет ценность сам человек.

Человек обесценивается как личность, как образ и подобие Божие. Одновременно с этим происходит еще один процесс – все обессмысливается. Мир, в котором мы живем, называют уже не постхристианским и даже не секулярным, а постсекулярным. Христианство, сформировавшее человеческое сознание, культуру, науку, всю цивилизацию последних двух тысячелетий, активно оттесняется на периферию бытия, в культурно-этнографическое гетто. А ведь именно христианство подняло ценность человеческой личности на такую высоту, которой никогда не было в мире.

Сейчас происходит обратный процесс – человек потерял веру, а значит, и всякую ценность, потому что человек, если он не связан с Богом, ничего не стоит. В этом случае человек – это только механизм, инструмент, винтик, работающий в общей машине ради определенных благ и удовольствий.

Исходя из подобного отношения к человеку современное общество и формирует свое отношение к образованию и воспитанию. Еще в XIX веке христианский философ Серен Кьеркегор писал: «Фактически существуют руководства в каждой области, и скоро во всем мире образование будет состоять из заучивания наизусть большего или меньшего количества примечаний и толкований. Успех человека будут оценивать по его способности выбирать факт из множества других фактов, как печатник выбирает букву из кассы для набора, и неважно, что он не знает значения этих фактов».

Знание заменяется информацией, культура познания, в которой человек пытается искать и выражать самые глубокие смыслы, заменяется культурой развлечения, удовольствий и потребления. Человек стремительно лишается всего человеческого, превращаясь в машину потребления и направляя все свои способности на развитие так называемого прогресса, суть которого в бесконечном повышении уровня комфорта.

Возникает вопрос: кто такой человек и что делает человека человеком? Материалистический взгляд на человека, возобладавший в философии с XIX века и отделивший человека от Бога, попытался сделать ценностным самого человека (вспомните Горького: «Человек – это звучит гордо») в его индивидуальности, как представлялось, в исключительности в сравнении с другими. И никогда в истории мира человек не был так уничтожаем и унижаем, как в последнем столетии (взять, к примеру, хотя бы гитлеровские и сталинские лагеря). Человек – прежде всего индивидуум. Это слово переводится с латыни как «неделимый». Не хочет, не умеет, не готов сегодняшний человек делиться собой с другими, не знает этой радости, не воспитан подобающим образом. Мы видим, что нормой стало вместо семьи – партнерство, поиск удовольствий и комфорта, вместо творчества – конкуренция, вместо живого общения – монитор компьютера, вместо друзей – френдлента в Фейсбуке.

Современный мир легко пользуется понятиями, которые всегда были наполнены христианским содержанием и которые онтологичны (то есть внутренне, природно присущи человеку). Это такие понятия, как любовь и свобода. Любовь и свобода – не только проявления человеческой личности, любовь и свобода – это свойства Божии. «Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 16) – эти слова Священного Писания сегодня известны не только верующим людям. Но вот что интересно: именно эти слова, эти понятия использует секулярный, ушедший от христианства мир для определения своих ценностей. Действительно, что для современного мира дороже свободы? И разве слово «любовь» не звучит чаще всего в современных шлягерах? Но достаточно соединить эти два слова в их современной коннотации – «свобода» и «любовь», и мы получим словосочетание «свободная любовь», которую христиане понимают как грех, блуд, а современный мир – как одно из достижений демократических свобод.

Между тем любовь, завещанная нам Богом, может осуществляться только в свободе: Бог сотворил человека свободным (и тем самым не закрыл для него возможность склоняться ко злу) для того, чтобы человек мог любить Бога и ближнего. И только через любовь и свободу человек осуществляет себя в своем человечестве.

Риторика современного мира все чаще использует «перевернутые понятия», все больше обесценивает слова, а вместе с ними и фундаментальные понятия, такие как семья, Родина, милосердие, совесть, нравственность. И этот процесс обесценивания и обессмысливания не может не затронуть ценности и осмысленности бытия самого человека.

Преподобному Сергию Радонежскому принадлежат удивительные по глубине слова: «Воззрением на образ Святой Троицы побеждать страх ненавистной розни мира сего». Думаю, именно эти слова могли бы помочь христианским педагогам раскрыть смысл нашей действительности. Ведь в чем задача христианской (православной) педагогики, хотя можно в данном случае говорить о педагогике вообще? Мне не раз приходилось слышать точку зрения, что главной задачей православного педагога является научение детей основам православия, что подразумевает хорошее знание катехизиса, богослужения, молитв. Это, без сомнения, вещи важные, но – возможно, кого-то удивят мои слова – совсем не главные. Основной задачей педагогики, по моему глубокому убеждению, является воспитание в человеке человеческого.

А теперь вернемся к вопросу, заданному ранее. Что же делает человека человеком? В одном из своих посланий святой апостол Павел говорит, обращаясь к христианам: «в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп. 2, 5). Это значит, что мы должны научиться смотреть, как Иисус Христос, слышать, как Иисус Христос, говорить, как Иисус Христос, любить, как Иисус Христос. Возможно ли это? Братья Стругацкие очень удачно назвали свой фантастический роман «Трудно быть Богом». Да, так же трудно, как быть человеком. Ведь именно благодаря образу Божиему в себе человек становится человеком. И чем больше он похож на Иисуса Христа, Сына Божия, ставшего Человеком, тем больше он человек. Это касается абсолютно всех людей, живущих на земле, вне зависимости от национальности, культуры, религии. Каждый человек имеет в себе образ Божий. По слову Тертуллиана, «душа по природе своей христианка». Таким образом, целью воспитания является раскрытие в человеке образа Божия. Воззрением на Святую Троицу – воззрением на Бога – достигается эта цель. Бог – любовь иная в понятиях нашего мира. И этой любви мы призваны научить других, в первую очередь наших детей. А как можно научить любви? Прежде всего необходимо вернуть исконный смысл этому понятию, а дальше жить в подражании любви Божественной.

Именно троичность Бога, по мнению святых отцов, говорит о любви. По словам святителя Григория Богослова, если бы Бог был Единица, Его любовь могла быть обращена только к Себе Самому. И именно любовь внутри Святой Троицы делает эту любовь подражательной для человека. Лица Святой Троицы носят имена любви: Бог Отец – имя любви отеческой, Бог Сын – имя любви ответной, Бог Дух Святой (мы зовем Его Утешителем) – имя милующей и искупляющей любви. Об этой любви говорит Евангелие: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин. 3, 16-17).

Итак, любовь Святой Троицы, любовь Божия – это любовь отдающая, делимая, жертвенная, раздаваемая и никогда не оскудевающая. Любовь, которая способна и человека из неделимого сделать существом щедрым, милосердным, верным, хранящим свою любовь в семье, в дружбе, в прощении обид, в преодолении собственной самости. В этом смысле раскрытие значения слова «любовь» в его исконном смысле и привитие навыка такой любви имеет первостепенное значение. Ведь в понятии современного человека любить – значит иметь, значит присвоить, значит прежде всего употребить для своего удовольствия и пользы. Современная любовь не хочет делиться, поэтому весь контекст нашей жизни – это умирание. Так меркнет, оскудевает и умирает с годами супружеская любовь и ищет себе утешения на стороне, так умирает и оскудевает любовь детей к родителям, когда пользоваться уже нечем, так часто родители перестают любить своих детей, когда те не осуществили их горделивые мечты, так умирает дружба, так умирает в человеке человеческое, и в конечном итоге умирает Богом сотворенный мир.

700 лет назад такое уже происходило на Руси, когда любовь Божия почти ушла из жизни и на ее месте воцарились страх и предательство. Преподобный Сергий Радонежский подвигом любви, подвигом воззрения на Святую Троицу сумел изменить этот мир. Историк Василий Осипович Ключевский сказал, что русский народ в тот период представлял собой бедственное состояние, и такие черты, как подлость, предательство, трусость, лицемерие, корысть, могли бы навсегда стать национальными чертами русского народа, если бы не подвиг Преподобного, вдохновившего людей поднять глаза к небесам и жить воззрением на Святую Троицу.

Преподобный Антоний Великий учит: «Свободными почитай не тех, которые свободны по состоянию, но тех, которые свободны по жизни и нравам. Не должно, например, называть истинно свободными знатных и богатых… потому что такие суть рабы чувственных страстей. Свободу и блаженство души составляют настоящая чистота и презрение привременного».

Свобода – это то, что в большой степени волнует душу подростка. Он ищет выражения собственной свободы, и формой ее выражения может быть современная музыка, эпатирующий внешний вид и т.д. К свободе призывают глянцевые журналы, где внушается свобода от запретов («Ты еще не пробовал это?»).

Однажды я спросил подростков из православной гимназии: «Ребята, хотите быть свободными людьми?». «Да», – хором ответили они. «Тогда скажите, что мешает, что ограничивает вашу свободу? Или вообще человеческую свободу?». И тут началось: школа, родители, обязанности, отсутствие денег, уроки, правила поведения, и далее – Церковь, совесть… Затем я предложил им нарисовать портрет свободного человека. Этот портрет получился страшным. Всем стало понятно, что такого свободного человека луч-

ше не встречать в темном переулке. И тогда мы начинаем разбираться с этим понятием, так поменявшим смысл в наши дни. Действительно, совесть человека мешает ему быть свободным в понятии этого мира. Свободный человек без совести – это герой нашего времени.

А ведь источник свободы – Бог. Именно от Него человек получил возможность быть свободным. Эта свобода осуществима человеком как свобода выбора, и главным инструментом этого выбора является совесть. Совесть – это голос Божий и одновременно голос свободы в человеке. Давайте попробуем подобрать синонимы к слову «свобода». Их не так много. Лучшим и наиболее точным, по моему мнению, является слово «воля». «Вольная волюшка», – говорим мы, представляя себя свободно парящей птицей.

Но только Бог абсолютно свободен, Его свобода – совершенная свобода в любви и благе. И свободен тот, кто всегда поступает по совести, кто свободен пожертвовать собой, кто мужествен, кто исполняет волю (то есть свободу) Божию.

Еще один вопрос задаю подросткам: «Ребята, кто, по-вашему, более свободен – тот, у кого сильная воля, или тот, у кого слабая воля?». Ответ очевиден: свободен человек сильной воли, он не пойдет за толпой, он самостоятелен в своих поступках, он может преодолеть трудности и достигнуть цели. Эта сильная воля воспитывается. К примеру, ее воспитывают спортсмены. И в то время, когда их сверстники пьют пиво (как им кажется, реализуют свою свободу), они продолжают тренировки. Но зато потом как легко, как свободно они ставят рекорды! Они достигают этой свободы своим трудом. А музыканты? Сколько труда и несвободы им достается, пока они не научатся так завораживающе свободно касаться клавиш или струн, извлекая божественные звуки!

Итак, свободе надо учиться, свободу, как волю, необходимо в себе воспитывать – через постоянство в малых добрых делах, во внимательном слышании совести. И цель воспитания наших детей – привитие им силы христианской воли, свободы и любви. Сохранить веру в современном мире может только свободный человек, который входит в этот мир с целостным восприятием и осознает себя свободной личностью во Христе. Об этой свободе говорит нам Евангелие, эту свободу мы призываем воспитывать в наших детях. И если нам это удастся, наши дети не будут сломлены миром. Но мир будет ими преображаться.

Источник: «Журнал Тихорецкой епархии». № 3, зима 2016 год.

Комментарии закрыты.