Милосердие и сострадание

Методический материал для преподавателей курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»).

 

 

Цели урока. Осмысление понятие «милосердие» как основополагающего нравственного постулата, начала, облагораживающего и улучшающего жизнь человека и общества.

Ход урока.

Выявление восприятия, мотивация.

Можно добавить как дополнительные исследовательские действия – разбор слова по составу. Учащиеся объяснят, как могло возникнуть в языке это слово.

1. В толковом словаре В.И. Даля дано следующее толкование слова: «Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость». Выберите одно изположений, которое вам ближе всего, аргументируйте свою позицию.

2. А вы бываете милосердны? Часто? Объясните свою позицию милосердного или немилосердного поведения.

Исследовательская работа с текстом.

Опережающее задание

Во время чтения текста и позже постарайтесь выбрать в нем отрывки, которые

а) радуют вас, потому что вы согласны со сказанным

б) печалят вас, потому что так поступать тяжело;

в) очень спорные, вы с этим не согласны и хотите поспорить

(Для облегчения задачи это можно выполнять по вариантам).

Исследовательское чтение текста.

Послетекстовая работа.

Выполнение опережающего задания после чтения текста.

Очень важно спокойно и уважительно выслушивать разные мнения детей, не выказывая несогласия, поддерживая позицию искренности.

Продолжение обсуждения темы:

– Как вы поняли притчу Христа о добром самарянине?

– Вы согласны с утверждением: «Как ты к нам (относишься), так и мы к тебе?» В чем можно почувствовать порочность этого принципа? Какой мир – милосердный или враждебный – помогает устанавливать этот принцип?

– Приведите свои доводы на тему: «Милосердие выше, чем закон и справедливость». Придумайте ролевые игры:

а) ребенок, нарушивший какой-то родительский запрет и заслуживший наказание;

б) преступник, осужденный по закону;

в) нищий, очень непривлекательный с виду, но замерзший и голодный.

Показав «классному народу» свою сценку, сформулируйте суждение о том, почему на Руси всегда приветствовался человек, оказавший ближнему милость.

Продолжение обсуждения темы:

– Вспомните сказку «Царевна-лягушка», когда Иван царевич в поисках стрелы оказывается на болоте перед своей невестой – лягушкой. Как вы думаете, стал ли бы он подлинным героем сказки и счастливым человеком, если бы в этот момент не пожалел, не проявил милостивые чувства?

– Что помогает следовать призыву Христа: «Любите врагов ваших»? Почему это бывает полезно не только для того, кому оказывается милость, но, прежде всего, для того, кто эту милость совершает?

– Вспомните свои чувства, когда вы совершали даже самые малые добрые дела?

– Как можно учиться совершать дела милосердия дома, на улице, в школе, в транспорте? Насколько это важно для смягчения ситуации в школе, в обществе в целом?

– Хорошо жить, если тебя окружают милосердные люди? А если каждый будет считать, что милосердно должен вести себя не он, а другие, что будет?

Может ли милостыня быть словесной? Можно ли помочь добрым словом?

Прочитайте толкование слова «милостыня».

– Неужели правда, что девять десятых милосердного поступка остается с оказавшим милость? Докажите или опровергните это положение. Вспомните свои чувства при совершении добрых поступков. Может ли милостыня быть незаметной? Знаете ли вы, почему Деда Мороза  в Европе называют Санта-Клаус – святой Николай? (история про его тайные милостыни). Христос сказал, что когда подаете милостыню, пусть правая ваша рука не знает что делает левая. Почему? Хорошо ли трубить всем вокруг о том, что ты помог кому-то?

А может ли человек даже не заметить, что он совершил доброе дело? Вы всегда замечаете, как вы дышите? Может ли желание добра другим людям стать для человека таким же естественным  и незаметным для него самого как и его собственное дыхание? Можно ли сказать, что это признак хорошего, святого человека?

Великий русский историк Василий Ключевский рассказал, что в конце 16 века в Муроме в знатной дворянской семье жила святая Иулиания (Ульяна). Когда она была девочкой, она шила из лоскутков платья и другую одежду и раздавала нищим. Когда Ульяна вышла замуж, она не брала денег от мужа или его богатых родителей. Она по прежнему помогала всей округе тем, что бесплатно шила для бедняков. Пришли голодные времена на Русь. И Ульяна вдруг стала просить себе все больше еды. Свекровь недоумевала: «раньше ты ела совсем не много, а что же сейчас ешь в три горла?». А на самом деле святая Иулиания тайком уносила пищу и раздавала голодным. Когда же в доме не осталось хлеба, Ульяна стала его печь из коры деревьев. Странно, но нищие, которым она его раздавала, говорили, что более вкусного хлеба они не ели никогда в жизни.

Покажите иконк св. Иулиании Лазаревской (Муромской)

Перескажите  размышления историка Ключевского о милостыне в Древней Руси. Как она влияла на людей? На бедных и на богатых?

Работа с вопросами и заданиями учебника.

Вопросы и задания

Эти вопросы можно использовать и в беседе, которая описана выше.

1. Прочитай отрывок из стихотворения Пушкина.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Как ты думаешь в каком значении Пушкин употребил слово «падший»? (Упавший? Побежденный? Согрешивший?). Объясни выражения грехопадение, впасть в грех?

2. Можно ли за милосердную помощь брать плату?

3. Что нужно делать, чтобы стать милосердным?

4. Создайте собственное определение: «Ближний для меня …(продолжите сами).

Подведение итогов.

Сядем в кружок

При этом можно сесть в кружок, а можно распределиться свободно. Можно поставить стул «для сомневающегося». Тогда пускай все дети аргументируют, адресуя ему свои доказательства. «Сомневающиеся» могут меняться, могут уходить в общий круг и т.д.

Легко ли ответить на призыв Христа любить тех, кто обидел тебя, проявил себя как твой враг? Что вам кажется самым трудным в этом?

Подумайте над проектом, который мы условно назовем «Эра милосердия». Вот вам несколько предложений для «затравки»: Предложите социальную рекламу по нашей теме «Спешите делать добро!», которую можно разместить в транспорте, библиотеке, на улице, в кино, предложить на телевидение. Придумайте пьесу «Будьте милосердны!» Название можете дать свое. Подберите пословицы о добре и милосердии. Подберите стихи, фрагменты из фильмов. Можете подобрать и обсудить антипримеры. Придумывайте, дерзайте!

Комментарий протодиакона Русской Православной Церкви отца Андрея Кураева:
– Заповеди – это норма. А урок №12 говорит о чуде, о том, что выше нормы – о Милосердии.
Милосердие – это любовь с заплаканным лицом. Я пробую пояснить, что бывает два типа любви, любовь, которая радуется или любовь, которая скорбит. И вот милосердие – это любовь к незнакомцу или даже к врагу. Я опять процитирую Цветаеву: «Ненависть, ниц! Сын раз в крови!» Если в крови, то не важно, белый он или красный. Кровь у всех одного цвета.
Естественно, в этом уроке рассказывает притча о добром Самарянине.
А дальше, в этом же уроке, есть одна не современная врезка, не современная, в смысле она не по возрасту, она слишком взрослая. Это тема самоубийства. Она не для 10 лет, конечно. Но беда то в том, что мы с этими ребятишками дальше не встретимся. Курс пока не является общешкольным, и потом нет гарантии, что в других уроках, тема подросткового самоубийства будет затронута хоть кем-то…
В учебнике я рассказываю эпизод, взятый из книги Владимира Марцинковского, замечательного христианского миссионера начала XX века. 20-е годы, он уже в эмиграции, в Париже, где, оказывается, есть мост через Сену, который в народе называли «мост самоубийц». У золотой молодежи Парижа было принято кончать счеты с жизнью, прыгая с этого моста.
Марцинковский идет по этому мосту и видит юношу, который явно собирается шагнуть через парапет. Что делать? Звать полицию? Пока она прибежит, парень прыгнет. Вести философскую дискуссию? Тоже бессмысленно. И тогда он, просто проходя мимо, вдруг остановился и спросил у того парнишки: «Молодой человек, у вас деньги есть?» Парень чего угодно ожидал, только не вопроса о деньгах. «Да, есть!.. А что?» Марцинковский продолжает: «Простите, молодой человек, мне кажется, вам деньги больше не понадобятся!» Парень разумно рассудил, что рыбам франки ни к чему. Тогда миссионер продолжает: «Знаете, я уважаю ваш выбор, все мы «Бесов» Достоевского читали, понятное дело, поэтика самоубийства… Я не буду звать полицию, это ваше право, ваш выбор. Но, знаете, вот здесь ниже кварталом по течению есть район бедноты. Могу ли я вас попросить отложить на 5 минут исполнение вашего интересного решения. Сходите туда и отдайте эти деньги какой-нибудь многодетной семье».
Парень согласился. Но назад уже не вернулся. За этими словами Марцинковского стояло хорошее знание психологии самоубийц. Нередко самоубийца все-таки пробует оттянуть как можно дольше: последний шаг, последний вздох, А еще он ищет повод отказаться вообще от своего проекта, но так, чтобы не упасть в своих собственных глазах и в глазах друзей, не выглядеть трусом и слабаком.
Парень не вернулся потому, что совесть человека устроена также, как глаз у лягушки. Лягушка видит только движущиеся предметы. Неподвижные предметы она видит лишь, когда она сама находится в движении. В прыжке она видит камни, деревья и т.д.
Так и совесть человека: в состоянии бездействия она не видит ничего, в том числе смысла жизни. В этом состоянии кажется очень убедительной медитация на тему «что воля, что неволя – все равно». И если ты начинаешь делать добро другим людям, сострадать им, тогда все становится гораздо яснее. Если хмарь покрыла душу, лучший способ найти смысл жизни – пойти в детскую больницу. Вот там очень быстро приходит понимание того, что жизнь – это ценность, за которую нужно бороться.
Эту историю с самоубийцей я рассказываю в этом уроке, пытаясь объяснить, как милосердие, помощь другому спасает жизнь самому тебе.
Дальше – тема милостыни. Признаюсь, эту тему я позаимствовал из учебника основ исламской культуры. У мусульман милостыня – одно из обязательных дел веры. И я счел необходимым не обойти эту тему и в нашем учебнике, потому что традиция благотворительности и милосердия есть и у христиан.
В главе есть цитата из аввы Дорофея: «Когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведенного твоим добрым поступком. Остальное добро ты причинил самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее».
Тут важно показать детям, что доброделание – это жизнь в радости. Помогая другим, ты помогаешь себе. Творение добра – это не просто выполнение какого-либо закона. Это благо и радость для тебя самого.

Источник: «Комплект учебно-методических материалов для учителя. Мультимедийное издание». Автор-составитель – протоирей Владимир Янгичер.

Комментарии закрыты.